МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 35» г. Калуги
г. Калуга, д. Канищево, ул. Новая 1
  • Музей "Русская старина"

    Экспозиция: «Русская старина»

    Создала : учитель начальных классов

    Покровская Наталья Борисовна

    Музей паспортизирован

    23.11.2015-23.11.2020 г.

        

       Программа музея определяет организацию культурно-просветительской, методической, информационной деятельности, цели и задачи воспитания, направленные на воспитание патриота России, обладающего высокой нравственностью, на развитие детского самоуправления.

    Цели и задачи экспозиции:

    Организация работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

    Привлечение внимания учащихся, общественности к проблемам сохранения исторической памяти народа.

    Активизация поисковой, исследовательской деятельности учащихся.

    Совершенствование организационной и методической работы со школьниками по военно-исторической тематике в рамках туристско-краеведческого движения.

    Осуществление музейными средствами деятельности по обучению, развитию.

    Развитие детского самоуправления.

         Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. В этом высказывании содержится цель создания работы музея. Знание истории своего края, его прошлого помогает лучше ценить настоящее, воспитывает любовь и уважение к людям труда. что может каждый из нас сделать для своего края, деревни.

       Нужно любить свою землю, свою малую Родину. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его только грамотно усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать Чувство любви к Родине у взрослого человека подобно большой реке. Опыт жизни расширяет понятие Отечества до границ всего государства. Но у каждой реки есть исток, маленький ключик, с которого все начинается. И ключик этот – родной край, где человек родился и вырос. Чувство малой Родины со своим особым обликом, со своей, пусть самой скромной и непритязательной красотой, появляется у человека в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души.

       С этой отдельной и личной Родиной, человек приходит с годами к той большой Родине, которая для всех одна. Именно поэтому я считаю, что для воспитания достойного гражданина нашей страны необходимо в первую очередь обратиться к изучению истории и культуры своего родного края.

    О нашем музее «Русская старина»

     У меня, Покровской Натальи Борисовны,  давно существовала идея создать музей старинных предметов  в классе.  Первым экспонатом, принесенным мною в класс,  был рубель.  С этого все и началось. В 2007 году в школьном  кабинете начальных классов появилась первая экспозиция, которая называлась «Посуда в крестьянском доме», была проведена первая экскурсия.  Сначала для моих учеников, потом для учащихся других классов. Итак, началась энергичная работа по сбору материалов. Я предложила своим ученикам и их родителям. Они загорелись этой идеей. Стали приносить экспонаты, ходить  по деревням, собирать информацию о предметах старины. Мы с группой родителей и учеников  совершали поездки по дальним деревням, районам Калужской области.  В классе получился маленькая музейная комната. Учащиеся проводили экскурсии для воспитанников детских садов, школьников, родителей и даже жителей деревни Канищево, пос. Северный. Все начали вести поисковую краеведческую работу: и учителя нашей школы, и учащиеся других классов. В школу стали приносить вещи, которые находили на чердаках уже заброшенных домов, в сундуках бабушек, узнавали от старших их историю.  За каждой вещью – чья-то жизнь,   чья-то судьба, чья-то история. Из этих историй складывались экскурсии, экспозиции. Экспонатов становилось  всё больше, и больше. Не хватало места. Тогда   администрация школы предложила создать  полноценный музей, который и назвали «Русская старина».

    Все, что собрано в нашем музее - это не просто любопытство, здесь можно прикоснуться  к далекой старине. Все предметы  в нашем музее собраны и представлены в виде экспозиций. Здесь и домашняя утварь, и предметы, которыми пользовались  крестьянин-хлебороб, здесь образцы старинной русской одежды, обуви, и женских украшений.

    Экскурсоводы музея рассказывают об обрядовых полотенцах. Наши предки бережно хранили обрядовые полотенца, секреты вышивок и отделок передавались из поколения в поколение. Так они и дошли до нас. В музее много полотенец с вышивками разных орнаментов.

     Русский костюм – это гордость национальной  культуры. Понева,  кичка, запан,  туника, лапти, онучи…Многим незнакомы эти слова. Обозначающие отдельные элементы одежды. И обо всем этом можно узнать в нашем маленьком школьном музее.  Образцы обуви – валеной, плетеной – расскажут вам о том, как крестьяне могли не только сами обуться,  но и одеться. Скамья,  лавка, полица, печь, сундук - обязательные атрибуты крестьянского дома. В экспозиции «Утварь в крестьянском доме» собраны образцы старинной посуды:, кувшины, чугуны, деревянные ложки, ковши, столы и т.д.

    Керосиновая лампа, примус, безмен, рубанок, которые служили  хозяевам крестьянского дома,  - теперь экспонаты нашего музея. Интересная экспозиция, рассказывающая об утюгах, утюжках - угольных, цельнолитых - и их значении для крестьянского дома.

    Воспитание на традициях русской культуры, на духовных ценностях русского народа - путь к возрождению России.

    Музей помогает нам создать в школе атмосферу русской духовности, помогает воспитывать лучшие черты русского характера у наших ребятишек.

    Школьный  музей  открыт   с  2009 года,   с 3 марта 2010  года получил статус музея  «Русская старина».  В 2010   году  музей прошел паспортизацию (свидетельство   о присвоении звания «Музей образовательного учреждения» от 03 марта 2010, свидетельство  №13522). Имеется паспорт музея.

    В фондах музея насчитывается более123 подлинных предметов старины. Здесь собран достаточно богатый и разнообразный  материал, составляющий основной фонд музея.
    В музее проводятся экскурсии для учащихся школы, воспитанников детского сада «Радость», жителей деревни Канищево.

    Музей занимает комнату общей площадью 21 кв. метр, расположенную на первом этаже здания школы. Соблюдается световой и температурный режим, влажность. Экспонаты размещены на стендах, витринах, стеллажах. Со дня открытия музея ведется «Книга отзывов и предложений».
     Ребенок выступает  в музее  не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

    Формы работы музея разнообразны:

    - работа с архивными документами,

    - работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях, предметах старины;

    - встречи с  интересными людьми, фотографирование.

    - поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

    - консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.;

    - создание экспозиций, разделов музея;

    - проведение экскурсионной работы в музее.

    Ведётся работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, города, на Всероссийских конкурсах.Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа.

    Музей привлекает внимание благодаря предметности и наглядности экспонатов, яркости зрительных образов. Одно дело, если преподаватель рассказывает, какие орудия делал первобытный человек, и совсем другое, когда ребята видят это орудие, могут его потрогать. Им предлагается перенестись в далекий каменный век и представить себе, почему это орудие сделано так, а не иначе, как оно делалось, для чего использовалось. Возникает ассоциативная цепочка, всплеск познавательного интереса: как жили наши предки, на кого охотились, чем питались, какими были климат, животный мир, техника изготовления орудий, культура, быт. За грубым каменным орудием, черепком керамики школьник учится видеть, прежде всего, человека с его мыслями и переживаниями, человека, который по крупицам создавал то, что впоследствии составило основу нашей цивилизации. Ребята бывают потрясены, узнав, что нож, топор, долото, иголка, сверло, посуда — все это изобретения человека каменного века. С этого начинается интерес к истории человечества и т.д.

    Исходя из общего замысла, выстраивается следующая тематическая структура экспозиции:
    • В крестьянской избе; предметы быта;

    • Гончарное искусство;

    • Декоративно-прикладное искусство;

    • Кухонная утварь;

    • Бабушкин сундук;

    • Красный угол.

    При музее создан лекторий. Разработанная тематика ориентированная на учащихся разного возраста, родителей и педагогов. Вот некоторые из тем:
    1. «Мир крестьянского дома»

    2. «Народные промыслы» (Художественные изделия из дерева и роспись по дереву:
     хохлома, городецкая роспись, пермогорская роспись, ракульская роспись, мезенская роспись;
    3. «Танцующая глина» (Глиняная игрушка: дымковская, каргопольская, ковровская, филимоновская;);
    4. «Волшебный лоскуток» (куклы-обереги, куклы из ниток);
    5. «В семье и на миру» (рассказ о бытовых традициях русских крестьян);
    6. «Не красна изба углами, а красна пирогами» (о народной кулинарии);
    7. «Русская печь» (о русской печке);
    8. «Красному гостю - красный угол» (о Красном угле в избе)
    9. «Бабушкины сказки» (знакомство с предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в сказках);
    10. «Русское чаепитие» (о традициях чаепития, разновидностях самоваров);
    11. Уроки, проводимые в музее:

    Поколение вещей. Обществознание 5 класс.

    День памяти погибших в Афганистане и других горячих точках. История 9,11 класс.

    В крестьянской избе. История края 7 класс.

    Русский быт 18 века. История 8 класс.

    Быт русского народа в 19 веке. История 8 класс.

    Наш край в годы Великой Отечественной войны, история 9,11 класс.

    Уроки в начальных классах:

    Старинные слова - русский  язык 4 класс.

    Изучение истории и культуры народов нашего края - окружающий мир 4 класс.
    Классные руководители имеют информацию о всех возможных музейных занятиях, в соответствии с ним и воспитательными задачами класса планируется работа на год. К формам работы во внеучебное время относят  беседы, экскурсии, проведение игр, народные праздники. При проведении фольклорных праздников, таких как «Масленица», «Калядки», мы стараемся воссоздать с помощью этих предметов дух старины. И учащимся очень нравится выступать в народных костюмах, они с удовольствием изучают русские народные песни, хороводы, частушки, прибаутки, которые свойственны нашей местности.

    Проходят праздники:

    -Праздник каравая

    -Масленица

    -Рождество Христова

    -У самовара

    -Русский валенок

    -Праздник русской березки и.т д.

    Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.

    Методические разработки музея "Русская старина"

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie