Сведения об условиях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
- обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: создан «Паспорт доступности».
- информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: дети-инвалиды и учащиеся с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах и в специальных технических средствах обучения по состоянию здоровья не нуждаются;
- в рамках деятельности школы не предусмотрено наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В организации создана определенная безбарьерная среда для обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов.
Школа заключила договор о сотрудничестве с муниципальным бюджетным учреждением «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Стратегия"» города Калуги для организации совместной деятельности в рамках психолого-педагогического и социальнопедагогического сопровождения образовательного процесса. В школе разработана Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС;
Имеется учебно-методическая литература для сопровождения обучения детей с ОВЗ на уровне начального общего образования.
Педагогические работники школы своевременно повышают квалификацию в области коррекционной педагогики. На данный момент 100% педагогического состава прошли курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
В тесном взаимодействии с педагогическим коллективом, медицинскими работниками и администрацией школы работают педагог-психолог, социальный педагог, деятельность которых направлена на сохранение психологического здоровья и обеспечение полноценного психического и социального развития учащихся.
В основе работы с детьми с ОВЗ в нашей школе лежит социальная адаптация, концепция равных возможностей для всех учащихся. Процесс обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ в школе строится следующим образом:
- групповые занятия - посещение уроков с классом (по расписанию класса);
- индивидуальные занятия - дети занимаются с педагогами индивидуально;
- домашнее обучение - педагоги ходят заниматься к учащимся домой.
Принципы работы в системе обучения детей с ОВЗ:
1.Принцип индивидуального подхода превалирует над другими принципами. В этом направлении педагогический коллектив школы работает над следующими задачами:
- адаптация детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе;
- развитие межличностных отношений в школьном коллективе на основе терпимости к окружающим, умение искать и находить компромиссы;
- создание устойчивой и развивающейся системы обратной связи между учителем и учащимися с ограниченными возможностями здоровья.
2. Из поставленных задач вытекает еще один принцип - принцип развивающего обучения, где связь и взаимосвязь психического развития и обучения наиболее актуальна. В качестве непосредственной основы развития школьников - детей ОВЗ в процессе обучения рассматривается их учебная деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта развития: к моменту появления в школе (в другой для него среде) у такого ребенка нет ни потребности в самоизменении, ни способности к нему. Задачами развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- развитие способности самостоятельно находить способы решения возникающих перед ним задач и проблем, для чего необходимо начинать обучение не с усвоения правил и формул;
- обучение умению овладевать общими правилами и принципами решения задач определенного коллектива;
- овладение способами решения этих задач; развитие потребности в творческом поиске.
3. Принцип осознанности и действенности результатов обучения, воспитания и развития предъявляет к результатам обучения более высокие требования. Этот принцип предполагает, что обучение обеспечит осмысленность приобретенных знаний. И ориентирует обучение детей с ОВЗ на обеспечение действенности знаний, умений и навыков, а также способов поведения, то есть их практической направленности, обращенности к решению жизненных проблем. Здесь задачи педагогического коллектива чисто практические:
- привлечение детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья во внеклассную и внешкольную деятельность;
- участие в системе дополнительного образования.
4. Принцип наглядности необходим в привлечении таких детей именно в посещении школы. Дети инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья видят своих сверстников в коллективе, приходят самостоятельно к пониманию того, что если другие могут учиться, общаться, значит, смогут и они.
В работе с детьми с ОВЗ школа поддерживает тесную, практически ежедневную связь с родителями данных учащихся. В системе дополнительного образования дети-инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья принимают участие по мере своих возможностей.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебный процесс осуществляется в 16 учебных кабинетах с автоматизированными рабочими местами учителя, эстетично оформленных и имеющих необходимые учебно-наглядные пособия, современные технические средства обучения:
- 6 кабинетов начальной школы
- 1 кабинета истории
- 1 кабинет иностранного языка
- 1 кабинет русского языка и литературы
- 1 кабинет химии
- 1 кабинета физики
- 1 кабинет информатики
- 1 кабинет математики
- 1 кабинет ОБЖ
- 1 кабинет психологической разгрузки
- 1 кабинет дефектолога.
Обеспечение учебных классов компьютерным оборудованием - 100%. Большая часть кабинетов укомплектована копировально-множительным (принтеры, сканеры, МФУ) и проекционным (интерактивные доски, проекторы, документ-камеры) оборудованием.
Сведения об объектах для проведения практических занятий, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Практические занятия проводятся в специализированных кабинетах: химии, информатики, физики. Лаборатории физики, химии, оснащены современным оборудованием, в частности по проведению практических работ. Для проведения практических занятий по информатике и информационно коммуникационным технологиям оборудован компьютерный класс, включающий в себя АРМ учителя и тринадцать АРМ ученика, объединенных в локальную сеть с высокоскоростным доступом в глобальную сеть Интернет; МФУ; цветной принтер; интерактивную приставку).
Сведения о библиотеке, в том числе приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Основными задачами библиотеки являются:
- обеспечение учащимся, педагогическим работникам доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий), цифровом (СВ-диски), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
- воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации учащегося, развитии его творческого потенциала; - формирование навыков независимого библиотечного пользователя, обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
- совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
Школьная библиотека занимает изолированное помещение, имеет абонемент для младших и старших школьников. Читальный зал нашей небольшой библиотеки совмещен с абонементом. Имеется 6 рабочих мест для читателей. В школьной библиотеке предоставляется доступ учащимся и преподавателям во внеурочное время к ресурсам Интернет; доступ к электронным образовательным ресурсам (коллекция CD, DVD по предметам). Библиотека ждёт своих читателей каждый день, кроме субботы и воскресенья.
Сведения об объектах спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Школа уделяет большое внимание сохранению здоровья школьников. В учреждении созданы все необходимые условия для занятия спортом: спортивный зал, на базе которого организована работа различных спортивные секций и кружков. В школе действует тренажерный зал. При школе функционирует ФОК, который имеет беговую дорожку, футбольное поле.
Сведения о средствах обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания - приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.
Принципы использования средств обучения и воспитания:
- учет возрастных и психологических особенностей учащихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение учащегося через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения и воспитания.
Средства обучения и воспитания, используемые в школе:
- печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные и мультимедийные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- спортивное оборудование (спортивные снаряды, мячи, лыжи и т.д.).
- компьютерная техника: компьютерный класс, автоматизированные рабочие места учителя, интерактивные доски, что способствует внедрению в учебный процесс современных технологий обучения.
Сведения об условиях питания учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Порядок организации и предоставления питания учащимся в общеобразовательных учреждениях на территории муниципального образования «Города Калуга» регулируется постановлением Городского Головы городского округа «Города Калуга» от 22 марта 2023 года № 104-п «Об утверждении порядка организации и предоставления питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста на территории муниципального образования «Города Калуга».
Организация питания в школе преследует следующие цели:
- увеличение числа учащихся, получающих горячее питание и обеспечение рационального питания детей,
- сохранении и укрепление здоровья обучаемых,
- формирование у учащихся навыков и культуры здорового питания, этике приёма пищи.
Основной задачей школы в этом направлении является систематическое отслеживание состояния организации и качества питания учащихся с учётом их потребности. В нашей школьной столовой обеденный зал на 90 посадочных мест. Для учащихся организовано двухразовое горячее питание - завтрак и обед. Учащиеся получают горячее питание как на платной, так и на бесплатной основе. Горячее питание на платной основе предоставляется всем учащимся по их желанию в соответствии с действующим законодательством. За счёт средств бюджета муниципального образования «Города Калуга» горячим питанием на бесплатной основе обеспечиваются (постановление Городского Головы городского округа «Города Калуга» от 22 марта 2023 года № 104-п).
- завтраком и обедом - дети из малообеспеченных семей, в том числе многодетных, размер совокупного дохода которых на одного члена семьи не превышает суммы, установленной постановлением Городской Управы города Калуги от 27 января 2011 года № 23-и (в редакции Постановления Городской Управы города Калуги от 3 декабря 2015 года № 349-п) «Об установлении размера совокупного дохода на одного члена семьи для предоставления горячего питания на бесплатной основе обучающимся из малообеспеченных семей в муниципальных общеобразовательных учреждениях»;
- завтраком и обедом - дети, являющиеся детьми-инвалидами, кроме детей-инвалидов, индивидуально обучающихся на дому;
-завтраком и обедом - дети, посещающие группы продлённого дня, из малообеспеченных семей, в том числе многодетных, в количестве до 17,5% от общего количества учащихся групп продлённого дня;
- завтраком - учащиеся начальной школы, кроме детей, индивидуально обучающихся на дому;
- завтраком и обедом - дети с ограниченными возможностями здоровья, кроме детей, индивидуально обучающихся на дому.
Со списком документов, на основании которых осуществляется предоставление бесплатного горячего питания детям, можно ознакомиться в постановлении Городского Головы городского округа «Города Калуга» от 22 марта 2023 года № 104-п «Об утверждении порядка организации и предоставления питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста на территории муниципального образования «Города Калуга».
Сведения об условиях для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Школа уделяет большое внимание сохранению здоровья школьников. Сохранению и укреплению здоровья учащихся способствует создание медицинского блока, включающего медицинский и процедурный кабинеты, оснащенные современным оборудованием.
Медицинское обслуживание осуществляет государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области «Детская городская больница» Лицензия на осуществление медицинской деятельности № ЛО-40-01-001514 от 4 июля 2018 года выдана министерством здравоохранения Калужской области. С 2017 года работает психолого-социально-педагогический консилиум, куда входят специалисты:
- социальный педагог
- психолог
- дефектолог
- учитель-логопед.
Содержание здоровьесберегающей деятельности в общеобразовательном учреждении включает:
- создание экологически комфортной образовательной среды;
- апробацию и внедрение различных техник сохранения и укрепления здоровья в учебновоспитательном процессе;
- управление процессом формирования культуры здоровья и здорового образа жизни;
- организацию валеологического сопровождения учащихся;
- мониторинг здоровья и здоровьесберегающей (здоровьеформирующей) деятельности в образовательном учреждении (слежение за здоровьем учащихся, качеством образовательного процесса, эффективностью управления и здоровьесбережения);
- методическое сопровождение системы непрерывного повышения уровня профессиональной готовности педагогов к здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.